Монгольский метод ломать людей в пояснице
Любое нашествие чужого войска — настоящая беда. Еще хуже, если захватчики успешно подавили все попытки сопротивления, сожгли и разрушили города, обложили народ данью, обратили в рабство треть населения, а всех несогласных с их порядками просто перебили. Таким было нашествие татаро-монгол на Русь.
Право и суд
Войска Чингисхана (около 1155-1227 гг.) и его внука Батыя (около 1209-1255/1256 гг.) жестоко подавляли любое сопротивление во всех покоренных ими землях. От их войск пострадали китайцы, жители Средней Азии, Северного Кавказа, Ирана, Волжской Булгарии, Забайкалья, Южной Сибири и других земель. Население многих городов было практически уничтожено.
Везде монголо-татары насаждали свои порядки. Своеобразным кодексом завоевателей была Великая Яса — свод законов и правил, предполагающий очень суровые наказания за многие правонарушения. Например, кража лошади могла повлечь за собой возврат «уведенного» имущества плюс штраф в размере 10 скакунов. Если у вора ничего нет, то он обязан был отдать пострадавшему в рабство собственных детей. При отсутствии оных виновного полагалось «зарезать, как барана».
Также смертной казнью наказывались поступки, нарушающие монгольские традиции. Например, строжайше запрещалось:
- прыгать через огонь, стол или чашку;
- возвращаться той же дорогой, по которой уехал;
- подходить к ставке хана;
- изменять жене или мужу;
- заниматься колдовством и ворожбой.
Особенно строга была Великая Яса к военным, предписывая смертную казнь за любые провинности: от бегства с поля боя до нечестного дележа награбленного имущества.
Хотя высшая судебная власть принадлежала великому хану, другие представители монгольской знати тоже могли казнить человека в рамках своих полномочий. Сложные дела, имеющие большое значение, рассматривал диван-яргу. Так назывался главный судебный орган империи завоевателей. Менее значительные споры и административно-хозяйственные вопросы разрешали судебные инстанции на местах, возглавляемые яргучи (судьями).
Жуткие казни
Монголо-татары применяли такие методы казней, до которых даже инквизиторы, свирепствовавшие в средневековой Западной Европе, не смогли додуматься. В Золотой Орде способ умерщвления человека зависел от его социального статуса и совершенного правонарушения.
Известный историк Роман Почекаев в своей книге «Право Золотой Орды» (Казань, 2009 год издания) отметил, что члены семьи и близкие родственники потомков Чингисхана могли быть судимы лишь семейным советом, тогда как другие представители знати порой несли более суровую ответственность, чем их подчиненные.
Простолюдины часто подвергались телесным наказаниям, которые варьировались в зависимости от правонарушения: от семи ударов палкой до отрубания руки. А людей, разболтавших посторонним служебные тайны, могли приговорить к битью кулаками по ушам.
И хотя смертная казнь могла быть заменена продажей человека в рабство или полной конфискацией его имущества, чаще всего провинившегося убивали. Его могли зарезать, задушить или разорвать на части, привязав к четырем лошадям, которых заставляли одновременно рвануться в разные стороны. Еще один способ — переламывание позвоночника — применялся к особо уважаемым и знатным людям.
В статье «Казни Золотой Орды» публицист Олег Логинов написал, что монголо-татарам был известен и своеобразный аналог распятия: приговоренного прибивали железными гвоздями к деревянной конструкции, которая называлась «осел». На нем люди умирали медленно и мучительно.
Самой распространенной казнью было отсечение головы, как и во многих средневековых странах. За особо тяжкие преступления, вроде измены хану, у человека могли рассечь грудь и вырвать из нее еще бившееся сердце. Такой приговор был призван устрашить потенциальных бунтовщиков.
По-своему престижными у монголов считались казни, не связанные с кровопролитием. Поскольку именно кровь считалась у них вместилищем души, то оставаясь в теле, она облегчала человеку путь в иной мир, согласно верованиям. Так ушел из жизни, например, военачальник Джамуха, который был другом юности Чингисхана, но впоследствии соперничал с ним в борьбе за власть. Джамухе сломали позвоночник.
Известный и уважаемый в народе шаман Кокочу, носивший звание Тэб-Тэнгри (самый небесный), получил такую же бескровную смерть за политические интриги. Правда, опасаясь обвинений в расправе над служителем культа, великий хан замаскировал казнь под несчастный случай во время борцовского поединка.
С жителями Руси, независимо от их социального статуса, монголы тоже поступали в соответствии со своими законами.
Разоренные города
Статья «Русские города и монгольское нашествие» доктора исторических наук Олега Рапова вошла в книгу «Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины» (Москва, 1983 год издания). Автор указал, что до первого нападения войска Батыя в 1237 году на Руси насчитывалось более сотни городов. Среди них были как крупные (Киев, Белгород, Чернигов, Смоленск, Галич, Великий Новгород, Суздаль, Рязань), так и менее населенные (Пинск, Луцк, Псков, Гродно, Муром, Путивль, Волынь, Переяславль-Рязанский и другие).
Кроме того, по всей стране были разбросаны небольшие укрепленные крепости, в которых жители близлежащих сел и деревень прятались от междоусобных набегов. Их Олег Рапов тоже причисляет к городам, по крайней мере, потенциальным.
Войско Батыя захватило и разорило 49 крупных и средних населенных пунктов, из которых 15 утратили городской статус, а 14 не были восстановлены вообще. В некоторых из них, например, в Рязани, Владимире-Залесском и героически сопротивлявшемся Козельске, были истреблены практически все жители.
После смерти Батыя набеги на Русь не прекратились. Только во второй половине XIII века татаро-монголы вторгались на земли удельных княжеств 15 раз, каждый раз неся с собой гибель и опустошение. Так, Переяславль-Залесский был захвачен и разрушен четыре раза, и каждый раз жители отстраивали его заново. Муром и Суздаль перенесли по 3 набега, а Владимир-на-Клязьме был осажден и захвачен дважды.
Потеря независимости
Главным политическим исходом нашествия татаро-монгол явилась потеря независимости удельных княжеств. Русские правители стали вассалами Золотой Орды и попали в подчиненное положение. Даже управлять унаследованными землями они могли лишь после получения ярлыка (разрешения) на княжение в ставке у великого хана.
Известный историк и публицист Дмитрий Иловайский (1832-1920 гг.) посвятил становлению Руси первый том главного труда своей жизни — «История России» в 5-ти т. Автор написал, что наряду с другими покоренными народами жители удельных княжеств вынуждены были платить дань Золотой Орде. А примерно треть населения, в основном, молодые мужчины и женщины, были угнаны в рабство. Нередко этих людей скупали венецианские и генуэзские купцы для последующей перепродажи в странах Западной Европы.
Следить за порядком и процессом сбора дани на Руси были обязаны баскаки — ордынские чиновники, посланные практически во все крупные города. Эти наместники призывали карательные отряды татаро-монгол, если сталкивались с неповиновением.
Убитые князья
Немало русских князей сложили свои головы в Золотой Орде, когда отправлялись на поклон к великому хану и его приближенным. Причем, часто эти казни происходили в результате междоусобной борьбы за те или иные уделы — по наветам соперничающих семей, представители которых приходились друг другу родственниками. Борьба за власть и влияние делали их непримиримыми врагами.
Порой указанные в различных источниках сведения об убитых за христианскую веру русских князьях на поверку оказываются лишь преданиями. Поэтому мы приведем здесь лишь те факты, которые подтверждены летописями.
Василько Константинович Ростовский погиб 4 марта 1238 года. После поражения русских войск на реке Сити князь попал в плен и был убит за отказ присягнуть на верность победителю — хану Батыю.
Итальянский дипломат и путешественник Джованни Плано Карпини в 1246 году посетил Сарай-Бату. Он упомянул в своих записях некого Андрея Сарвогльского, который был казнен по приказу Батыя в 1245 году. Этот князь обвинялся в краже и последующей перепродаже лошадей из Золотой Орды. Историки теряются в догадках: речь идет о сыне Мстислава Киевского или Мстислава Черниговского. Не исключено, что Плано Карпини на слух перепутал некий таинственный Сарвогльский (?) удел с Воргольским.
Михаил Всеволодович Черниговский 20 сентября 1246 года был казнен за отказ соблюсти монгольские обычаи: пройти между двух огней (доказав тем самым чистоту своих помыслов) и поклониться в сторону юга (почтив таким образом память покойного Чингисхана). Князь объявил, что эти действия противоречат христианским догматам.
По другой версии, между огней он прошел, отказавшись лишь кланяться на юг. И никаким увещеваниям не поддался. Тогда, судя по летописным сведениям, монголы начали избивать Михаила Всеволодовича, а русский изменник Домант, который был родом из Путивля, отрубил его голову мечом.
Роман Ольгович Рязанский был казнен в 1270 году. Согласно церковным преданиям, монголо-татары убили его за отказ принять мусульманскую веру. Хотя с точки зрения исторической науки данная версия не кажется правдоподобной, ведь ислам стал официальной религией Золотой Орды лишь при хане Узбеке, который сам перешел в эту религию около 1320 года. Тогда решение правителя встретило сопротивление и знати, и простых подданных.
Как написал в книге «Призрак Золотой Орды» (Москва, 2007 год издания) публицист Александр Бушков, монголо-татары отличались редкой веротерпимостью. Батый лично предоставил православной церкви многие привилегии, в городе Сарай-Бату спокойно работали христианские храмы. А за любое покушение на служителей или имущество церкви особым указом великого хана была установлена смертная казнь.
Возможно, сведения об этом мученике за христианскую веру были внесены в различные источники гораздо позже, когда изменилась историческая обстановка.
Михаил Ярославич Тверской убит в Золотой Орде в 1318 году. Порой его путают с тезкой — Михаилом Черниговским, называя причиной казни отказ честного христианина пройти меж двух огней. На самом деле все было прозаичнее. Князь стал жертвой междоусобной борьбы и политических интриг своего родственника — Юрия Даниловича Московского. Поводом для разногласий был ярлык на Великое княжество Владимирское.
Александр Михайлович Тверской и его сын Федор, которые являлись продолжателями династии правителей Руси, были казнены в 1339 году. И произошло это, когда в Золотой Орде находился Иван Калита (брат Юрия Даниловича) — еще один небезызвестный московский князь, враждовавший с тверскими родственниками. Вероятно, он был как-то причастен к их гибели. Так, через интриги в Золотой Орде, верховная власть на Руси перешла от Твери к Москве.
Большинство историков считают, что нашествие монголо-татар повлияло на становление российской государственности. Раздробленные удельные княжества, в конце концов, осознали необходимость объединения, чтобы успешно противостоять захватчикам.
Источник
Страшное о Монголах
Ad108
Сообщения: 239 Зарегистрирован: Чт фев 23, 2006 3:32
Страшное о Монголах
Сообщение
Ad108 » Ср авг 30, 2006 17:58
Драматический рассказ из Сокровенного сказания о монголах 13 век(дата написания).
“Однажды Чингис-хан назначил борьбу Бури-Боко с Бельгутаем. Бури-Боко был между Чжуркинцами. Он обладал такою силой, что мог повалить Бельгутая, действуя только одною рукою и одной ногой. Был он борец на весь улус. И вот Бельгутаю ведено бороться с Бури-Боко. Бури-Боко, притворяясь, будто не в силах сладить с Бедьгутаем, упал. Бельгутай же, будучи не в силах его притиснуть к земле и держа его за плечи, взобрался на кожаную повязку на его крупе и дал условный знак Чингис-хану, а тот взглянул на него и прикусил нижнюю губу. Бельгутай понял. Он оседлал Бури-Боко, перехватил и зажал оба его ворота, изо всей силы рванул, упираясь коленями, и переломил ему позвонок. Уже с переломленной спиной, Бури-Боко успел сказать перед тем как испустил последний вздох: “Нет, не Бельгутай меня победил! Я боялся ханского гнева, я нарочно, в шутку упал, и вот поплатился за это жизнью”.
Страшный рассказ. Не падайте даже в шутку.
KA
Сообщения: 2347 Зарегистрирован: Ср мар 30, 2005 17:51
Сообщение
KA » Чт авг 31, 2006 9:49
Ad108,
Красивая сказка. Даже с учетом ее мифлогичности(а монголы любили плодить такие поэмы), действительно поучительно. Драка(даже спортивная), не китайская опера.
Ad108
Сообщения: 239 Зарегистрирован: Чт фев 23, 2006 3:32
Сообщение
Ad108 » Чт авг 31, 2006 12:32
KA,
Красивая сказка.
Несмотря на то, что называется “Сказание..”, да еще “сокровенное”, там нет ни одного сказочного эпизода, никаких духов, загробной жизни, насылания порчи, колдунов, летающих людей, танцующих шаманов. Есть только борьба за власть, строительство государства. Написано достаточно откровенно и бесхитростно, типа “пошел рыбу удить, поймал рыбу, съел, хорошо стало.”
Здесь в этом рассказе по-крайней мере две темы. Одна чисто техническая, связанная с направленностью монголов в рукопашных эпизодах на перелом позвоночника (кстати кто из знатоков монгольской борьбы может указать на соответствие в других стилях данного технического действия, описанного в сказании?).
Вторая морализаторская, про то как люди загоняют сами себя в опасные ситуации в угоду стоящему выше на иерархической лестнице. Подставляются, заметьте без всякого героизма, не замечая возникающей угрозы.
Alan
Сообщения: 408 Зарегистрирован: Пн авг 15, 2005 14:43
Откуда: Москва
Контактная информация:
Сообщение
Alan » Чт авг 31, 2006 14:48
“Сломать спину” – довольно широко упоминается в документах, связанных с монголами 13-14 веков. Как правило, как казнь для изменников или неуважаемых побежденных.
Станислав Березнюк
Сообщение
Станислав Березнюк » Чт авг 31, 2006 15:12
Это действительно не борцовский приём, а именно способ казни. Насколько я помню историю, у монголов уважаемых людей казнили без пролития крови (например, удушением), а прочих – с кровопролитием.
Кстати, уточнение по названию: всё-таки в нашей стране принято не “Сокровенное сказание о монголах”, а “Сокровенное сказание монголов”, ибо это была внутренняя информация об истории монгольского государства, передававшаяся внутри “золотого рода” (рода Чингис-хана). Другие варианты перевода названия: “Тайная история монголов”, “Секретная история династии Юань” (в китайских источниках).
KA
Сообщения: 2347 Зарегистрирован: Ср мар 30, 2005 17:51
Сообщение
KA » Чт авг 31, 2006 15:47
Ad108,
Да нет, я не про духов. Пусть будет не сказка, пусть будет предание.
Но накручивалось вокруг реальных фактов очень много.
Alan
Сообщения: 408 Зарегистрирован: Пн авг 15, 2005 14:43
Откуда: Москва
Контактная информация:
Сообщение
Alan » Чт авг 31, 2006 16:09
Если брать техническую сторону, то есть несколько китайских илюстраций.
Обычно связанного осужденного клали на землю лицом вниз, исполнитель вставал или садился сверху, захватывал ноги осужденного и тянул их вверх, видимо, ломая позвоночник в поясничном отделе.
Описанный борцовский прием скорее был ориентирован на перелом в районе 5-6 грудного позвонков (а может, и 7 шейного). Современные техники направлены скорее на ударное воздействие в этот район (5-6 грудной). Позвоночник можно сломать в шейном отделе дожимом головы назад, уперевшись в позвонки коленом и захватив руками лоб противника.
Ну и классические техники на дожим вперед или ротационный вывих атланто-аксиального сочленения.
Ad108
Сообщения: 239 Зарегистрирован: Чт фев 23, 2006 3:32
Сообщение
Ad108 » Чт авг 31, 2006 23:21
Alan,
Современные техники направлены скорее на ударное воздействие в этот район (5-6 грудной)
Это где, в каком стиле, какой эффект?
Ну и классические техники на дожим вперед или ротационный вывих атланто-аксиального сочленения.
“Двойной нельсон”? И сверхамплитудный мануальный толчок? Что за классические техники? я правильно понял?
Источник
Среди историков бытует мнение, что одной из самых весомых причин, по которым монголо-татары завоевали чуть ли не половину континента – невероятная жестокость и беспощадность. Касалось это не только побежденных, но и собственных воинов. Так, попробуй воин сбежать, всему отряду грозила процедура “обратной децимации”: казнь десятка вместе с дезертиром. В этой статье я расскажу вам о самых невероятных случаях жестокости, совершенных монголо-татарами и его представителями.
Битва на Калке
Горе побежденным: пир на костях
Печально известная битва на Калке, произошедшая в 1223 году, стала настоящим ударом для русской рати. Объединенный союз, состоящий из половцев и альянса князей, решил вытеснить наглого захватчика обоюдными силами.
Численный перевес был на стороне русских, но это не спасло их от поражения: монголы перевернули сражение в свою сторону, разгромили неприятеля, взяли в плен множество князей и воевод.
Обозленные на русских за убийство своих послов, монголы решили отомстить самым жестоким способом. Пленных они побросали на землю, а поверх положили свои щиты. Так, прямиком на живых людях, монголы устроили пир под вопли и крики. Историки отмечают, что гибель русских была ужасна – стоны были слышны даже утром.
Чингиз-хан
Подавление бунта
Юный Темучин – будущий Великий хан – в совсем юном возрасте принял бразды правления. Езукай Багадур назначил его в приемники еще пока был жив. Большинство ханов, предвкушая слабость новоиспеченного правителя, решили проявить характер и отказались платить дань.
Темучин не стал бы великим ханом, если бы не поставил наглецов на место. Молодой правитель призвал всех своих воинов и отправился учить мятежников уму-разуму. Когда бунтари были разгромлены, Темучин собрал главных зачинщиков воедино и сварил в 70 огромных чанах, чем показал свою жесткость и твердость духа.
Казнь для вельмож
Благородная смерть для старого друга
Уникальный случай чрезмерной жесткости смежный с братской любовью. Чингиз-хан некоторое время воевал с ханом Джамухой за власть. Долгое время удача сопутствовала Джамухе – он одерживал победу за победой. Когда Чингиз-хану все-таки удалось взять верх и встал вопрос о казни предводителя оппозиции, он вспомнил о былых дружественных отношениях. Дело в том, что когда-то юный Темучин скрепил с Джамухой отношения кровью, что делало их практически братьями. По поверьям монголов, душа человека в его крови и пролить ее, казнив неверного, значит осквернить его душу и тело.
Чингиз-хан пошел на уступки и подарил своему былому товарищу славную смерть: он приказал замотать Джамуху в войлочный ковер и сломать тому спину. Сурово? Зато благородно.
Кадр из к/ф “Монгол”
Абсолютное истребление
Достигнув очередного города, монголы частенько давали жителям право выбора: сложите оружие и тогда, может быть, будете жить. В таком случае большинство отправляли в рабство, кого-то убивали. Если же монголы встречали сопротивление, пощады не приходилось ждать.
Так случилось с маленьким Козельском. Его жители мужественно обороняли родные стены несколько недель. Монголы хитростью взяли город-крепость, потеряли тысячи воинов. Историки отмечают, что их ненависть была так высока, что они уничтожили всех жителей до единого. С этого момента Козельск называли “Злой” – такое прозвище дали ему монголы.
Итог
Благодаря невероятной жесткости удалось достигнуть высокого показателя дисциплины, что сказалось на боевом духе и моральной составляющей всех воинов. Каждый монгол знал – отступать нельзя, иначе из-за него погибнут многие. Дисциплина – залог победы!
Спасибо за внимание! Подписавшись на канал и поставив палец вверх, вы значительно поможете развитию проекта. Оставайтесь с нами – у нас интересно!
Источник